Ситуация 2. Злоупотребление служебным положением и полномочиями
Законодательство
Установленные положения |
Основание |
Злоупотребление служебным положением, злоупотребление полномочиями является коррупцией. |
Пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 «О противодействии коррупции» |
Случай возникновения конфликта интересов - ситуация, при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного гражданского служащего и правами и законными интересами граждан, организаций
|
Часть 1 статьи 10 Федерального закона № 273-ФЗ от 25 декабря2008 г.»О противодействии коррупции».
|
В данной ситуации гражданский служащий нарушает: - исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом,
- требования к служебному поведению,
- осуществление деятельности в рамках компетенции
|
Пункт 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Статья 18 Федерального закона от 27 июля2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Кодекс этики и служебного поведения |
Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, попадает под уголовную ответственность |
Статья 285 УК РФ (Злоупотребление должностными полномочиями) Должностное лицо наказывается: - штрафом, - лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, - принудительными работами, - арестом, - лишением свободы. |
Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, также попадает под уголовную ответственность
|
Статья 286 УК РФ (Превышение должностных полномочий) Должностное лицо наказывается: - штрафом, - лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, - принудительными работами, - арестом, - лишением свободы. |
Ответственность гражданского служащего за нарушение запретов и несоблюдение ограничений:
|
Статья 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ |
1. Налагаются взыскания: - замечание, - выговор, - предупреждение о неполном должностном соответствии.
|
Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ |
2. Прекращение служебного контракта, освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы
|
Пункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ |
3. Гражданский служащий может быть освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему
|
Пункт 1.1 части 1 статьи 37 и части 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ |
Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, подлежит увольнению в связи с утратой доверия также в случае непринятия представителем нанимателя мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого является подчиненный ему гражданский служащий |
Часть 2 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля2004 г. |
Примеры случаев злоупотребления гражданского служащего служебным положением:
- принуждение граждан, юридических лиц к совершению каких-либо действий (сделок) в личных целях,
- использование служебной информации в личных целях,
- действия в интересах политических партий, общественных объединений и иных организаций,
- использование материально-технических средств и государственного имущества в личных целях или передача их другим лицам и другие.
При поступлении в государственный орган информации (обращения) о злоупотреблении гражданского служащего служебным положением проводятся следующие мероприятия:
Порядок действий
| |||
Последовательность |
Мероприятия |
Основание | |
1. |
Должностные лица кадровой службы, ответственные за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, готовят письменную информацию по вопросу, изложенному в обращении (информации) |
Пункт 3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
| |
2. |
Представитель нанимателя на основании достаточной информации, представленной в письменном виде должностными лицами кадровых служб, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, принимает решение о проведении проверки в отношении государственного гражданского служащего
|
Пункт 5 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ. | |
3. |
Решение о проведении проверки оформляется в письменном виде.
|
Пункт 7 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
| |
4. |
Проверка проводится кадровой службой государственного органа самостоятельно. |
Пункты 6 и 9.1 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
| |
5. |
Проверка проводится в срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. По решению представителя нанимателя срок может быть продлен до 90 дней. |
Пункт 8 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
| |
6. |
По результатам проверки представителю нанимателя представляется доклад с предложениями: - об отсутствии оснований для применения к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы, - о применении к гражданскому служащему мер ответственности, предусмотренных федеральными законами и законами города Москвы, - о представлении материалов проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов или президиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции.
|
Пункт 18 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
| |
7. |
Представитель нанимателя, рассмотрев доклад, принимает одно из предложенных решений: |
Пункт 21 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ. | |
|
7.1.
|
Применить к гражданскому служащему меры ответственности, предусмотренные федеральными законами и законами города Москвы: |
Пункт 21.3 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ. |
|
7.1.1. |
Наложить взыскание: - замечание, - выговор, - предупреждение о неполном должностном соответствии.
|
Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
|
|
7.1.2. |
Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы. |
Пункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ |
|
7.1.3. |
Освободить от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы в связи с утратой доверия.
|
Пункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ |
|
7.2. |
Представить материалы проверки в соответствующую комиссию по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссия) илипрезидиум Совета при Мэре Москвы по противодействию коррупции (далее – президиум Совета). |
Пункт 21.4 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
|
|
7.2.1. |
Подготовка к заседанию проводится в соответствии: - с указом Мэра Москвы от 27 сентября 2010 г. № 68-УМ – для Комиссии, - с указом Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ – для президиума Совета |
Указ Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМ Указ Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ |
|
По итогам рассмотрения вопросов:
|
| |
|
7.2.2. |
Комиссия принимает соответствующее решение: - установить, что гражданский служащий соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов, - установить, что гражданский служащий не соблюдал требования к служебному поведению и (или) требования об урегулировании конфликта интересов. В этом случае комиссия рекомендует руководителю государственного органа указать гражданскому служащему на недопустимость нарушения требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов либо применить к гражданскому служащему конкретную меру ответственности: 1. Взыскание: - замечание, - выговор, - предупреждение о неполном должностном соответствии. 2. Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы. 3.Освобождение от замещаемой должности гражданской службы и увольнение с гражданской службы в связи с утратой доверия. Комиссия может принять иное решение, основания и мотивы которого должны быть отражены в протоколе заседания Комиссии. Принятое решение является рекомендательным. Копия протокола заседания Комиссии в трехдневный срок со дня проведения заседания направляется представителю нанимателя, который обязан рассмотреть данный протокол и вправе учесть в пределах своей компетенции содержащиеся в нем рекомендации при принятии решения о применении к гражданскому служащему мер ответственности. |
Пункты 23, 24, 26, 31 и 32 приложения к указу Мэра Москвы от 27 сентября2010 г. № 68-УМ.
Статья 59.1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
Пункт 14 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ Пункт 1.1 части 1 статьи 37 и часть 1 статьи 59.2 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ
|
|
7.2.3. |
Президиум Совета принимает соответствующее решение: - установить, что в рассматриваемом случае не содержится признаков нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению, - установить, что в рассматриваемом случае имеются признаки нарушения лицом, замещающим государственную должность или должность гражданской службы, требований к служебному (должностному) поведению. В этом случае президиумом Совета готовится доклад Мэру Москвы и при необходимости уведомляется руководитель государственного органа города Москвы, в котором проходит службу лицо, замещающее должность гражданской службы. Президиум Совета вправе принять иное решение. Основания принятия такого решения должны быть отражены в протоколе заседания президиума Совета. Выписка из решения президиума Совета направляется лицу, замещающему государственную должность или должность гражданской службы, в течение трех дней после проведения соответствующего заседания президиума Совета. |
Пункты 14, 17 и 23 приложения к указу Мэра Москвы от 28 апреля 2012 г. № 23-УМ |
8. |
При установлении в ходе проверки обстоятельств, свидетельствующих о наличии признаков преступления или административного правонарушения, материалы об этом представляются кадровой службой по поручению представителя нанимателя в государственные органы в соответствии с их компетенцией. |
Пункт 20 приложения к указу Мэра Москвы от 15 февраля2010 г. № 11-УМ.
|