RSS

На станциях МЦК поставят растения и бесплатные зарядки для гаджетов

НА ВОКЗАЛАХ И В МЕТРО СТАНЕТ СВОБОДНЕЕ

- Роман Маратович, Московскую кольцевую железную дорогу (МЦК) уже называют второй кольцевой линией метро. Скоро по ней поедут поезда с пассажирами. Поможет ли дорога разгрузить обычное метро, наземку и улицы?

- В транспортной системе города МЦК станет еще одной кольцевой линией метро. Дорога проходит примерно в районе Третьего кольца. К северу сдвигается в сторону МКАДа. А на юге идет ближе к Садовому кольцу, то есть к кольцу метро. В ближайшие несколько недель мы начнем обкатку новой дороги совместно с РЖД. В первой декаде сентября планируем открыть движение для пассажиров.

Мы рассчитываем, что МЦК в первую очередь разгрузит на 25% радиальные линии метро, особенно на севере города. Для того, чтобы добраться с одной ветки на другую, больше не нужно будет ехать до кольцевой линии метро, переезжать по ней и опять переходить на другие ветки или ехать в центр. Сейчас в метро самые загруженные перегоны – перед Кольцом.

- Сколько времени сэкономим в пути?

- До некоторых станций будем доезжать в два или три раза быстрее. Например, сейчас в пути от «Владыкино» до «Бульвара Рокоссовского» приходится тратить больше получаса. А после запуска МЦК - 15 минут. На железнодорожных вокзалах столицы тоже станет свободнее. По нашим подсчетам, они разгрузятся на 10 % первоначально при запуске МЦК. Потом при дальнейшей интеграции радиальных направлений в МЦК разгрузка составит до 35 %. Первыми в сентябре-октябре это почувствуют пассажиры Ленинградского вокзала. Здесь в час пик разгрузка составит порядка 15 % благодаря удобной пересадке на МЦК с платформы НАТИ на Ленинградском направлении. Так же станет легче тем, кто пользуется Казанским вокзалом. Для пересадки между МЦК и Казанским направлением железной дороги нужно пройти буквально 50 метров. Если нужно попасть в метро, то не обязательно ехать из области на электричке до вокзала. Удобнее просто доехать до платформы МЦК и продолжить свой путь по этой дороге.

- Заторов на дорогах станет меньше?

- Очень сложно оценить влияние новых магистралей на разгрузку автомобильных дорог. Но мы в целом делали анализ. Открытие станции метро приводит к тому, что люди, живущие рядом, меняют вид транспорта с автобуса и часто с личного автомобиля на метрополитен. На МЦК по сути вводится 31 новая станция метро. Это для города беспрецедентно. Поэтому мы считаем, что магистрали тоже разгрузятся. Конечно, наибольший эффект достигнем ближе к 2018 - 2020 году. К тому времени территория вокруг МЦК будет активно застраиваться апарт-отелями, офисами, торговыми центрами.

- Поменяются ли маршруты наземного транспорта из-за МЦК?

- Все будет связано. Сейчас маршруты, которые проходят мимо станций МЦК, не всегда делают там остановки. Департаментом транспорта Москвы совместно с «Мосгортрансом» разработана новая маршрутная сеть вокруг станций МЦК. При этом трассы более 30 действующих автобусов и троллейбусов приблизят к МЦК и откроют новые остановки. Кроме того, запустят несколько дополнительных наземных маршрутов, чтобы пассажиры могли добраться до станций МЦК.

НАВЕСЫ ДЛЯ ПЕРЕСАДОК БУДУТ НА БОЛЬШИНСТВЕ СТАНЦИЙ

- На каких станциях метро можно будет пересаживаться на МЦК?

- Всего в метро будет 17 пересадок на МЦК, но к моменту запуска дороги пассажиры пока смогут пользоваться 14. Остальные три пересадки будут открыты, как только будут введены в эксплуатацию строящиеся станции метро: Шелепиха, Нижегородская улица, Окружная. Переход на них будет осуществляться в теплом контуре. Также и на других станциях, как например, «Владыкино», «Черкизово», «Сити», «Площадь Гагарина» и «Кутузово» - тоже не нужно будет выходить на улицу, чтобы пересесть с метро на МЦК.

Например, около станции МЦК «Черкизово» сейчас надстраиваем над станцией метро «Черкизовская» второй этаж, чтобы по надземному переходу можно было пройти над автомобильной дорогой. При запуске МЦК будет пять таких станций. На остальных остановках появятся навесы на маршрутах пересадок. Но есть станции, где этого нельзя сделать либо по технологическим причинам, либо просто физически, когда пересадка занимает большое расстояние. Дело в том, что МЦК строилась сто лет назад, когда метро еще не было. Потом метро с железной дорогой не увязывалось. Поэтому не везде можно обустроить комфортные пересадки. К примеру, станция МЦК «Лужники» и метро «Спортивная». Между ними идти метров 100 – 150. Но поскольку на стадионе проводятся футбольные матчи, там следит за порядком и конная полиция. Если построить навес между двумя станциями, тогда всадник под ним не проедет. Поэтому там будет небольшой участок для пассажиров под открытым небом. При этом половина пешеходного маршрута закрыта эстакадой. На улице останется два небольших открытых участка для прохода, которые не доставят неудобства.

- Среди пассажиров будут и инвалиды, и мамы с колясками…

- Для них мы оборудуем все станции МЦК. На всех транспортно-пересадочных узлах будут лифты, эскалаторы, а где высота станции небольшая, то будут специальные подъемники для маломобильных граждан. На станциях сделаем удобные входы с пандусами, чтобы можно было заехать без ступеней. К тому же на МЦК, как и в метро, будут работать сотрудники центра обслуживания маломобильных пассажиров. По заявке они бесплатно сопровождают тех, кому в одиночку трудно ездить в метро. Мы уже начали обучение 60 таких работников дополнительно для МЦК к уже действующим 250 сотрудникам.

- Сколько времени займет самая длинная пересадка между МЦК и обычным метро? А самая короткая?

- Самая короткая пересадка занимает всего несколько минут без выхода на улицу – нужно только спуститься на лифте или эскалаторе с платформы МЦК и пройти в вестибюль метро. Это быстрее, чем между двумя станциями метро. Самая длинная пересадка максимум 600 - 700 метров и порядка 10 - 12 минут пешком. Это в целом сопоставимо с переходами в метро.

- А время в пути по кольцу?

- Полный круг займет порядка 75-80 минут.

ПО КОЛЬЦУ ПОЛЕТИМ НА «ЛАСТОЧКАХ»

- Какие поезда будут курсировать по железной дороге?

- Это будут «Ласточки». Но не совсем те, что ездили на Олимпиаде в Сочи. Для Москвы взяли специальную городскую модель «Ласточек» - ЭС2Г. Поезд технически полностью приспособлен для перевозок на кольце в режиме метро «ускорение – торможение». В салоне вместо багажных полок будут крепления для велосипедов. Во втором и четвертом вагонах по шесть велосипедов можно поставить и зафиксировать.

- За провоз велосипеда придется платить?

- Эта услуга бесплатная. Кроме того, во всех поездах будут информационные мониторы, бесплатный Wi-Fi, кондиционеры и туалеты. В вагонах есть поручни для тех, кто едет стоя. Сиденья размещаются с каждой стороны в два ряда, а между ними – широкий проход. В первом и пятом вагонах поезда будут специальные места для маломобильных пассажиров.

- А по какому расписанию будет работать МЦК?

- В часы работы метро. Первый поезд поедет в 5.30 утра и последнийв 1.00 ночи. Поезда будут ездить раз в 6 минут в часы пик. В другое время перерывы могут составлять до 11 - 15 минут. Если появится необходимость запустить дополнительные поезда, мы можем поменять интервал движения.

- Круглосуточное движение на МЦК планируется?

- Пока нет. Дело в том, что инфраструктура МЦК будет использоваться в достаточно интенсивном графике и ее нужно обслуживать. Если работать круглосуточно, это просто некогда будет делать. Нам нужны ночью технологические окна для безопасной перевозки пассажиров.

СОХРАНЯЙТЕ БИЛЕТЫ ДО КОНЦА ПОЕЗДКИ

- Сколько заплатим за проезд на МЦК?

- Цены будут такими же, как сейчас в метро, - в среднем 29 рублей за поездку в зависимости от вида билета. По одному билету можно будет проехать в метро, потом бесплатно пересесть на МЦК и так сколько угодно раз. Только сделать это нужно в течение 90 минут с момента первого прохода в метро через турникет. Похожие пересадки уже есть на монорельсе. На МЦК будут действовать все существующие тарифы по карте «Тройка», билетам «Единый» и «90 минут».

- А пересадка на пригородные электрички учитывается?

- В пригородных поездах уже сейчас можно оплатить поездку с помощью карты «Тройка». На «Тройку» можно записать абонемент на пригородную электричку и билет на метро. По одному билету ездить и в электричке, и в метро, и в МЦК. Но пока только через «Тройку». Мы сейчас меняем законодательство, чтобы использовать на МЦК инновационные методы оплаты проезда такие же, как в метро. Это оплата банковской картой на турникете по технологии PayPass и PayWave. Просто прикладываете кредитную карту к турникету и проходите на МЦК. Потом так же по этой карте можно зайти в метро.

- Наверное, можно так приложить и мобильный телефон?

- С поддержкой NFC. Сейчас примеряем такую технологию в метро. Телефоны на базе операционной системы Android уже работают. Нужно поставить специальную SIM-карту, чтобы прямо со счета мобильного телефона списывались деньги. Устройства Apple пока не поддерживаются в силу аппаратных ограничений, но мы над этим тоже работаем. И в метро, и на МЦК это будет. Кроме того, в кассах появится эквайринг – покупка билета с помощью кредитной карты.

- У билетов МЦК будет свой дизайн?

- Билеты на МЦК и метро будут одинаковые. Для этого уже с августа изменится дизайн всех проездных в метро. На них добавится символика РЖД, а также появится информация о том, что перевозчиком на МЦК является РЖД. По федеральному закону эти реквизиты должны быть на билете. Еще одно новшество - пассажирам нужно будет сохранять разовые билет до конца поездки. Сейчас многие проходят турникет в метро и выбрасывают билет в урну у эскалатора. На МЦК в силу того, что часто станции находятся далеко друг от друга, поставим отдельные дополнительные турникеты на вход. Чтобы потом бесплатно пройти через этот турникет на МЦК, нужен будет тот билет, с которым вошли в метро. Поэтому уже с августа начнем везде в метро клеить стикеры с надписью «Не выбрасывайте билеты!». Только, когда вышел из метро и не собираешься ехать на МЦК, можешь выбросить билет. Даже на урнах у эскалатора появятся объявления о том, что для МЦК билет нужно сохранить.

- Что еще изменится?

- В августе появятся новые единые правила работы метро и МЦК. Сейчас дополняем действующие правила метро. Но это, скорее, юридические нюансы, которые для нас важнее, чем для пассажиров.

ДЛЯ ИНВАЛИДОВ ОТКРОЮТ НИЗКИЕ ОКНА В КАССАХ

- Старинные станционные домики на МЦК пригодятся?

- Только как музейные экспонаты. Все станции МЦК построены с нуля. Мы стараемся сделать их максимально удобными для пассажиров. Ведь в перспективе на дороге ожидается до 300 миллионов человек в год.

В целом транспортно-пересадочные узлы (ТПУ) выполнены в высокотехнологичном дизайне. Много стекла, нержавеющей стали. По стилю станции скорее похожи на аэропорт, чем на традиционный вокзал. Везде будет достаточное количество входов-выходов, турникетных линеек, касс. Для маломобильных пассажиров будут низко расположенные кассовые окна, чтобы человек в коляске легко мог купить билет. На станциях МЦК поставим аппараты с горячими и холодными напитками, инфотерминалы, в которых можно узнать дорогу. Во время опроса пассажиров в топ-3 необходимых услуг попали бесплатные зарядки для мобильных телефонов, лавочки и цветы. Все это появится на станциях МЦК, и даже растения, чтобы было уютно.

- Живые?

- Пока искусственные, потому что не понятно, где смогут находиться живые растения, а где – нет. В метро впервые мы поставили искусственный цветок на платформе станции «Котельники». Это был прорыв. На станциях МЦК будут такие же цветы и несколько новых. Сейчас рассматриваем варианты дизайна растений. Пусть это станет сюрпризом.

- Неужели вырастут пальмы?

- Можем поставить и пальмы, но не знаю, как наши пассажиры к этому отнесутся (смеется).

- На железнодорожных вокзалах часто включают музыку, например, во время прибытия поезда. На МЦК тоже услышим песни и какие?

- С коллегами из РЖД сейчас согласовываем единую звуковую концепцию для МЦК. Мы ищем золотую середину, чтобы пассажир чувствовал себя, как в метро, но при этом соблюдались традиции железной дороги. Так же будет и с навигацией. На ТПУ появится навигация РЖД и новая навигация метрополитена в фирменном стиле. В обычном подземном метро для пассажиров МЦК поменяем более 20 тысяч элементов навигации. Это касается схем, указателей проезда, путевых полос, напольной разметки. При этом дополнительная навигация будет и на МЦК, но в совмещенном с РЖД стиле. На МЦК постараемся сделать максимально читаемым шрифт всех указателей и надписей. Они будут в цветах РЖД – серый и белый на сером фоне.

МОСКВИЧАМ И ТУРИСТАМ ПОДСКАЖУТ ДОРОГУ

- Станет ли новое кольцо туристическим маршрутом?

- Да, рассматриваем такую возможность. Вдоль МЦК много интересных для туристов мест. Это парки, стадионы «Лужники», «ВТБ Арена», «Локомотив», район ЗИЛа, Лосиный остров, памятники культуры. Думаем, среди туристов такой маршрут будет востребован. Специально для туристов откроем четыре инфостойки на станциях МЦК. В метро такая стойка уже работает на «Комсомольской». Здесь бесплатный консультант метрополитена объяснит дорогу, расскажет о достопримечательностях, выдаст карту города.

- А москвичам там помогут?

- Конечно. Вдобавок после запуска движения на МЦК и в метро будут дежурить наши сотрудники. К ним можно обращаться с вопросами, как проехать на нужную станцию, какой маршрут выгоднее, куда пройти для пересадки. Мы ведем переговоры с сервисами электронных карт метро, чтобы в приложениях, которые строят маршрут проезда, учитывались теперь и маршруты МЦК.