RSS

Интервью Москва 24

75 миллионов пассажиров в первый год запуска готово взять на себя Московское центральное кольцо – результат реконструкции МЦК. Как распределятся новые пассажиропотоки? Насколько освободятся загруженные линии метро? Как сократятся маршруты привычных поездок? Эти и другие вопросы моя коллега ... обсудит с Романом Латыповым, заместителем начальника Московского метрополитена по стратегическому развитию и инвестициям

1. Роман Маратович, здравствуйте! Проект МЦК получил новое название – Московское центральное кольцо. Как новая кольцевая линия будет интегрирована в действующую систему столичного метро (какие работы предстоят на этапе ее запуска, какие задачи поставило Правительство Москвы и руководство метрополитена)?

Правительство Москвы уполномочило Московский метрополитен организовать транспортное обслуживание на Московском центральном кольце, которое станет полноценным вторым пересадочным контуром метро и будет представлять собой единое пространство с подземкой: единая билетная и тарифная системы, навигация, сервисы.

Обязанности метрополитена разделяются на этап запуска и этап эксплуатации. На этапе запуска необходимо провести полную интеграцию железнодорожной инфраструктуры с Московским метрополитеном. Работа ведется в тесном взаимодействии с коллегами из РЖД.

Главным приоритетом Правительства Москвы при заказе на проектирование ТПУ МЦК являлся комфорт пассажиров. Именно поэтому транспортные узлы проектировались так, чтобы пассажиру было максимально удобно осуществлять пересадку с одного вида транспорта на другой. Это и установка эскалаторов, и широкие турникетные линии там, где ожидается большой пассажиропоток, это и лифты, это удобная и понятная навигация.

2. Как я понимаю, раньше Московское центральное кольцо было железной дорогой и в физическом, и в юридическом смысле. Как в связи с этим должна создаваться теперь единая билетная система (между Московским центральным кольцом и метро)? Какие, например, нужны поправки в законодательство?

Совместно с Министерством транспорта России и Департаментом транспорта Москвы ведутся работы по внесению поправок в законодательство для интеграции железной дороги, которая всегда была в федеральном ведомстве, в городской общественный транспорт. Законодательство о пригородных жд перевозках различается от законодательства, которое регулирует городской транспорт, и, для того, чтобы была, в первую очередь, единая билетная система, необходимы некоторые поправки в законодательстве. 6 июня началось публичное обсуждение проекта поправок на сайте приказов Министерства транспорта, и уже этим летом поправки в приказ будут внесены, и впервые в России станет возможно использование билета метрополитена на инфраструктуре РЖД, являющейся федеральной. Впервые в России железнодорожная система будет полностью интегрирована с муниципальным транспортом – метрополитеном.

3. Какими будут тарифы на проезд по новой линии? В каких случаях пересадки с метро на Московское центральное кольцо и обратно будут бесплатными?

В связи с тем, что Московское центральное кольцо будет интегрировано в систему Московского метрополитена, то билетная и тарифная системы будут такими же, как в метро. По одному билету можно будет проехать на Московском центральном кольце, потом бесплатно пересесть на метро и монорельс. Только сделать это нужно в течение 90 минут с момента первого прохода в метро через турникет. Похожие пересадки уже есть на монорельсе. На МЦК будут действовать все существующие тарифы по карте «Тройка», билетам «Единый» и «90 минут».

4. А как будут развиваться на новой линии современные системы оплаты проезда (например, NFC, PayPass/PayWave, оплата покупки билетов в кассах банковскими картами и т.д.)?

На МЦК будет работать система NFC - сейчас прорабатывается техническая возможность реализации системы.

Мы стремимся внедрить также и технологию PayPass/PayWave, но здесь есть небольшие юридические сложности. Мы в настоящее время ведем работу с Министерством Транспорта РФ по изменению федеральной нормативной базы, которая позволит применять вышеописанные технологии. Должен отметить, что возможность покупки билетов на кассах банковскими картами будет доступна пассажирам уже при запуске.

5. Пересадка с Московского центрального кольца на линии нынешней подземки очевидным образом затрагивает действующие станции метро. В каких случаях требуется реконструкция их вестибюлей (действующих станций метро)? Какого рода надстройки должны быть созданы (и на каких станциях)?

На 17 ТПУ можно будет сделать пересадку на метро. На 11 из этих ТПУ появятся переходы в метро по принципу «сухие ноги». То есть пассажирам не придется выходить на улицу, чтобы сменить вид транспорта. На 10 станциях можно будет пересесть на 9 радиальных железнодорожных направлений.

К моменту запуска пассажирского движения будет 14 пересадок на метро и 6 пересадок на пригородные направления.

Сейчас ведутся работы по реконструкции вестибюлей действующих станций метро. Некоторым из них необходима реконструкция, в основном, для того, чтобы обеспечить пассажиров теплым переходом при пересадке с МЦК на метро. Так, например, с 10 мая закрыли южный вестибюль станции «Черкизовская». Планируется надстроить там второй этаж, который будет вести в надземный пешеходный переход и соединит метро и МЦК, а с 11 июля закрыт южный вестибюль станции «Ленинский проспект». Всего мы будем реконструировать четыре вестибюля станций «Ленинский проспект», «Международная», «Черкизовская» и «Владыкино». Также совместно с коллегами из РЖД будем реконструировать вестибюль станции метро «Кутузовская».

6. Сколько транспортно-пересадочных узлов начнут работать на самой линии? Как они будут обустроены и оборудованы? Насколько все приспособлено для удобства обычных пассажиров и маломобильных граждан (в т.ч. навигация, лифты, эскалаторы, турникеты и т.д.)?

На кольце строится 31 транспортно-пересадочный узел (ТПУ). Из них 22 будут капитального строения. Другие останутся в виде железнодорожных платформ с навесами и станциями. ТПУ призваны перераспределять городские пассажиропотоки между различными видами транспорта. ТПУ МЦК соединят радиальные направления железной дороги, метрополитен и наземный городской транспорт. Планируется, что на крупнейших ТПУ будет предоставляться бесплатный wi-fi.

На станциях Московского центрального кольца будут аппараты с горячими и холодными напитками, инфотерминалы, в которых можно узнать дорогу. Во время опроса будущих пассажиров на «Активном гражданине» в топ-3 необходимых услуг попали бесплатные зарядки для мобильных телефонов, лавочки и цветы.

Вся инфраструктура МЦК приспособлена для пользования маломобильными группами населения: на 26 станциях лифты, эскалаторы, на 5 станциях, специальные подъемники для инвалидов-колясочников. На каждом ТПУ есть санитарные комнаты, удобные для пользования пассажирами на инвалидных креслах. Все платформы оборудованы тактильной плиткой. На каждом ТПУ есть кассы с заниженным уровнем окна.

7. Куда и как можно будет пересесть с основных площадок ТПУ? Как будет благоустроена территория вокруг ТПУ (в тех случаях, когда переход осуществляется по улице)?

На 17 ТПУ можно будет сделать пересадку на метро. На 10 станциях можно будет пересесть на 9 радиальных железнодорожных направлений.

К моменту запуска пассажирского движения будет 14 пересадок на метро и 6 пересадок на пригородные направления. 3 строящиеся станции метро также будут интегрированы с МЦК по мере сдачи в эксплуатацию. Это станции: Шелепиха, Окружная и Нижегородская улица.

Там, где переход будет осуществляться по улице, территория будет благоустроена для обеспечения комфортной смены транспорта. Там, где есть необходимость, будут построены новые тротуары, организованы места для отдыха и т.д.

8. Какие сервисы будут доступны на территории Московского центрального кольца (например, Wi-Fi, услуги Центра обслуживания маломобильных пассажиров, санузлы в поездах и на ТПУ и т.д.)? Что делается для обеспечения работы этих сервисов?

Все сервисы, предоставляемые пассажирам подземки, будут доступны и для Московского центрального кольца. Wi-fi будет предоставляться и в подвижном составе и на крупнейших ТПУ. Сейчас совместно с коллегами из РЖД устанавливается необходимое для этого оборудование. Это касается и услуг Центра обслуживания маломобильных пассажиров. Сейчас ведется набор персонала и докупается дополнительное оборудование, чтобы обеспечить работу Центра на Втором кольце. Для этого был произведен набор 60 человек и закуплены дополнительные инвалидные коляски, автомобиль, ограждения, терминалы связи и все остальное, чем пользуется ЦОМП.

Туалеты есть в подвижном составе – это то, чем серьёзно отличается МЦК от метро – в первом и последнем вагоне. При этом они приспособлены для маломобильных граждан. Плюс туалеты будут на всех ТПУ, санузлы при этом также будут приспособлены для пользования маломобильными группами населения.

9. Как выглядят поезда новой линии? Как они оборудованы (в т.ч. системы климат-контроля, розетки для подзарядки гаджетов, велокрепления)? Какова их вместимость? Заложена ли возможность увеличения составов?

Подвижной состав на Московском центральном кольце оборудуют по специальному заказу Метрополитена. Так, в «Ласточках» появятся велокрепления вместо багажных полок, компоновка кресел будет в формате 2+2, вместо 3+2. Переоборудование подвижного состава будет производиться в течение первого года эксплуатации МЦК.

Поезда «Ласточка» оборудованы системами климат-контроля, розетками на напряжение 220В, туалетами, оснащёнными специальным оборудованием для маломобильных групп населения. Максимальная вместимость поезда – 1200 пассажиров.

В дальнейшем при увеличении пассажиропотока составность поездов может быть увеличена вдвое - до 10 вагонов в каждом поезде.

10. Как решено построить график движения и интервалы? Существует ли возможность сокращения интервалов в будущем?

Объем движения на МЦК будет достигать 100 пар поездов в сутки с интервалом от 6 минут в часы пик и 11-15 минут во внепиковое время.

МЦК изначально проектировалось с возможностью, как минимум, трехкратного увеличения провозной емкости. Так, например, с момента запуска на МЦК будут ходить поезда в 5-вагонной составности. При этом, есть возможность сцепки двух поездов, что даст возможность эксплуатировать поезда уже в 10-вагонной составности. Также предусмотрено сокращение интервалов движения поездов.

11. Как Вы оцениваете перспективный пассажиропоток нового кольца? Какие линии метро разгрузит это кольцо (что показывают расчетные данные)? Насколько?

На МЦК по сути вводится 31 новая станция метро. Это для города беспрецедентно.

Так, по нашим предварительным расчетам, благодаря вводу второго пересадочного контура, кольцевая линия метро может разгрузиться на 15%. Снизится нагрузка на критических перегонах радиальных линий метро – это две-три станции перед "кольцом", где в час "пик" собирается максимальное количество пассажиров. Теперь им станет удобней воспользоваться пересадкой на МЦК, чем добраться до Кольцевой линии. На северном участке Сокольнической линии пассажиропоток упадет на 20%, на Таганско-Краснопресненской — на 18%, на Кольцевой — на 15%. Разгрузка Казанского вокзала в часы пик составит до 30%, Ленинградского и Ярославского — 20%, Курского — до 40%.

Пассажиропоток в первый год эксплуатации достигнет 75 млн в год с увеличением до 300 млн. человек к 2025 г. Почти половина из них – 34,5 миллионов – это пассажиры, которые с метро будут делать пересадку на МЦК, 20,2 миллиона пассажиры железнодорожного транспорта, 12,7 миллиона – пассажиры автобусов и 7,5 миллиона – жители ближайших от станций домов.

12. Как при этом сократится время в пути пассажиров тех или иных направлений? Как запуск нового кольца повлияет на разнообразие маршрутов и пересадок в городе?

Сейчас маршруты, которые проходят мимо станций МЦК, не всегда делают там остановки. Департаментом транспорта Москвы совместно с «Мосгортрансом» разработана новая маршрутная сеть вокруг станций МЦК. При этом трассы более 30 действующих автобусов и троллейбусов приблизят к МЦК и откроют новые остановки. Кроме того, запустят несколько дополнительных наземных маршрутов, чтобы пассажиры могли добраться до станций МЦК.

Пассажиры метро смогут значительно экономить время на поездку. Им не нужно будет ехать в центр, чтобы сделать пересадку с одной радиальной линии на другую. По расчетам экспертов, в наибольшем выигрыше окажутся пассажиры Калужско-Рижской линии — благодаря МЦК время в пути для них сократится на 16 мин., Арбатско-Покровской линии — на 15 мин., Сокольнической — на 11 мин.

Московское центральное кольцо поможет сократить время в пути для некоторых маршрутов в три раза. Так, например, с 39 до 12 минут уменьшится время на дорогу от станции "Владыкино" до "Бульвара Рокоссовского". С 28 до 10 минут – от "Международной" до "Ленинского проспекта". Всего у москвичей появится более 350 возможных вариантов пересадок при перемещении по городу.